Александр Ткаченко: О гончарстве конца XIX – начала XX века

Гончарные изделия

Обварка
«Обварка» – один из древнейших способов обработки керамики. Вынутое из печи раскаленное изделие тут же окунали в мучную болтушку – «обвару» или поливали ею. В качестве «обвары» вологодские гончары применяли теплый раствор ржаной муки, реже овсяной или ячменной. Иногда муку заменяли отрубями. Употребляли отходы от производства льняного масла (жмыхи). Мучная болтушка заполняла поры глиняного изделия, делая сосуд менее влагопроницаемым. Кроме того, «обвара», вскипая на поверхности сосуда, оставляет фантастический узор из темных пятен с разводами, что делает изделие очень декоративным. В настоящее время мастера используют «обвару» для декоративных целей. В конце XIX- начале ХХ вв. «обварные» сосуды стоили дешевле глазурованных.
«Обварку» – один из древнейших способов, применяли гончары Белозерского, Верховажского, Вожегодского, Грязовецкого, Кирилловского, Тотемского, Тарногского, Сокольского, Череповецкого районов.

Производительность гончара
Производительность труда гончаров при использовании ножного гончарного круга была следующей: «хороший работник или работница могут приготовить в неделю 100–200 штук раз­ной величины посуды, стоимостью на 5–10 рублей, материала при этом выйдет на 1–2 рубля, дрова для обжига от 75 коп. до 1 руб. 50 коп., чистый заработок в неделю 4–7 рублей». По данным Л.И. Петри об иркутских городских гонча­рах 20-х годов XX века, за месяц гончар выделывал примерно 350 штук разной посуды. При этом заработок его составлял в среднем 2 руб. 40 коп. в день.Сбывали свою продукцию гончары в местах производства, часть изделий развозилась по соседним селениям и инородческим улусам. Мастера подгородных селений продавали глиняную посуду на городских базарах. По данным Л.И. Петри, большая часть иркутских городских гончаров сбывала свой товар скупщикам, находя такой способ сбыта более выгодным и менее хлопотливым, чем содержание собственного ларька на базаре. Реализация происходила в среднем по следующим ценам: «кринка — 5–9 коп., горшок — 5–12 коп., цветник — 2–20 коп., макитры — 12–50 коп., чашки — 5–10 коп., корчаги — 15–40 коп.» Часто гончары прибегали к натуральному обмену: «за 1 пуд ржи — 10 кринок». Меняли глиняную посуду на сало, яйца, муку, печеный хлеб. Могли также менять со­суд на такое количество, например муки, которое входило в данный сосуд.

Таковым было состояние гончарного промысла в Иркутской губернии на рубеже XIX и XX веков. К середине XX века в силу ряда причин: изменение бытовых условий, появ­ление других видов посуды, а также увеличение объемов промышленного производства фаянсовой и фарфоровой посуды, административные меры советского государства по искоренению мелкособственнического производства.

Национальные традиции в гончарстве
Гончарную кухонную утварь нельзя называть русской украинской или какой либо другой национальной принадлежностью.
Современные этнографические данные предоставляют интересную картину многочисленных случаев переселений гончаров и смешения их технологических традиций, происходивших на территории Европейской части России за последние 100-150 лет, в том числе и в Среднем Поволжье. Наряду с местными потомственными гончарами (русскими и нерусскими), придерживавшимися традиционных способов изготовления посуды (на ручном круге или без него), здесь отмечено одновременное существование производств, основанных целиком или частично на способе вытягивания посуды на гончарном круге (Бобринский A.A., 1999, с.49). Причем в этих производствах также отмечены проявления привыкания к новым источникам сырья в виде смешанных навыков его отбора.

По мнению A.A. Бобринского, способ вытягивания посуды не имеет глубоких связей с историей восточноевропейского населения. Его первоначальное внедрение и распространение в среде русского населения явились результатом массовых переселений гончаров, выходцев из других районов, в частности, с территории современных Украины, Белоруссии, Польши, Германии и др. Они быстро растворялись в местной среде, но на основе принесенной ими техники и технологии конструирования посуды возникали, во-первых, новые местные династии русских гончаров, незнакомых с налепочными способами конструирования посуды; во-вторых, часть представителей старых местных династий гончаров оказывалось втянутой в процессы смешения с представителями новых русских династий (Бобринский A.A., 1999). В результате, в отдельных очагах производства гончары пользовались смешанными навыками конструирования посуды, что неоднократно было отмечено на территории Средневолжского региона, в том числе – и в Самарском Поволжье.

Александр Ткаченко

Добавить комментарий