Окрашивание или тонирование кости

Шкатулка

Окрашивание кости заключается в изменении ее естественного цвета с помощью красителей. Существуют три вида окрашивания кости: тонировка (легкое изменение оттенка), поверхностное и глубинное окрашивание. При использовании красящих веществ в работе с костью мастеру следует помнить, что в его руках находится редкий естественный материал, который ценен своим отличием от всех других материалов. Любое применение красителя будет оправдано лишь в том случае, если оно подчеркнет и оттенит своеобразие материала.

Выбор материала для окрашивания зависит от замысла мастера, но есть и некоторые установившиеся правила. Так, кость редких видов лишь слегка тонируется. Поверхностное крашение применяется на небольших поверхностях кости, чаще этому подвергается кость кашалота или плотная цевка. Рецепты глубинного окрашивания кости были разработаны НИИ художественной промышленности специально для животной кости, в частности ее низких сортов, с целью обогащения декоративных свойств и увеличения сферы применения. Глубинное окрашивание кости — незаменимое подспорье в изготовлении оклейных изделий. Названными ниже красителями практически можно окрасить любое роговое образование (коровий рог, олений рог или китовый ус). Однако материал, имеющий активную природную окраску, уже не будет иметь той чистоты цвета, которую приобретает кость.

Все сорта кости сравнительно легко поддаются окрашиванию. Этому процессу предшествует обезжиривание, способ которого зависит от жирности кости. Все виды крашения, кроме глубинного, производятся после полирования кости Шероховатости и царапины на ее поверхности недопустимы, так как они становятся очень заметны при крашении.

Тонирование кости
Перед окрашиванием кость обезжиривают спиртом. Тонируют изделия различными красящими веществами. Наиболее простым способом, но приемлемым лишь для резных изделий, которые не часто бывают в руках человека, является тонировка графитом. Грифель карандаша (чаще берут простой карандаш) мелко крошат лезвием. Полученный порошок втирают в резьбу марлевым, тампоном. С выпуклых плоскостей резьбы краситель удаляется. Тонировка, таким образом, подчеркивает глубину резьбы, ее тени.

Тонировать кость можно акварельными красками. Для равномерного окрашивания кость опускают на 3 — 5 мин. в насыщенный раствор краски. Окрашенное таким образом резное изделие нередко еще раз полируют на чистом тряпичном круге. Этот прием усиливает разницу в окраске поверхности и углублений резьбы. При тонировании изображения на гладкой пластине кости пользуются кистью. Контур при этом обводится клепиком или гравировальным бором, чтобы выделить силуэт цветного пятна. Тонировать кость можно и теми красителями, о которых речь пойдет ниже. Пользоваться ими необходимо более осторожно.

Поверхностное окрашивание
Предварительно кость обезжиривают спиртом или пергидролем. Поверхностное окрашивание производится с помощью естественных, природных красителей, готовых анилиновых красителей и простейших химических реактивов.

Наиболее древним способом, который хорошо сочетается с цветом кости, является окрашивание естественными красителями. Обезжиренную кость опускают на непродолжительное время в крепкий настой красителя. В промышленности в качестве красителя используют чай, реже — луковую шелуху. Чай дает коричнево- желтый цвет, луковая шелуха — красно-коричневый. Для получения настоя чай (луковую шелуху) заливают кипятком (1:3), закрывают крышкой и настаивают в течение 30 — 60 мин. Чтобы получить наиболее интенсивное по цвету и плотности покрытие, кость следует прокипятить в растворе в течение 30 — 40 мин. Можно тонировать кость таким красителем и с помощью кисти в три приема. Эти красители мало подвержены выгоранию.

Для окрашивания кости пригодны анилиновые красители, которые применяются текстильной промышленностью для шерсти. Красители дают ровное плотное красочное покрытие яркого, чаще холодного цвета. Равномерное покрытие кости краской позволяет наносить на поверхность изделия рисунок процарапыванием фона «до бела». В результате на цветном фоне образуется белый рисунок.

К недостаткам анилиновых красителей относится то, что из-за яркого цвета их сложнее сочетать с естественным цветом кости, и их способность легко выгорать на солнце. Красителями, оставляющими на кости как бы легкие ожоги, являются марганцевокислый калий (марганцовка) и азотнокислое серебро (ляпис). Они более светостойки, чем анилиновые красители. Использование простейших химических реактивов при поверхностном окрашивании кости аналогично использованию их для глубинного окрашивания, разница лишь во времени нахождения кости в красителе. В зависимости от глубины окрашивания, которую хотят получить, кость держат в красителе от 3 до 7 ч.

Поверхностно окрасить можно и коровий рог. Расширение ассортимента изделий, более широкое применение прозрачного зеленого рога оправдывают такой художественный прием. Рог может быть окрашен марганцовкой (KMgО4 по ГОСТ 5777-71), которая разводится: 50 г. в литре воды, а температура красящего раствора доводится до 40 — 45°С. Могут быть использованы основные красители, например: основной родамин Ж по ТУ ГАП-У-15-66, основной коричневый 2К по ТУ МХП 443 — 41. Приготавливается раствор следующим образом: 10 г. порошка заливают горячей водой и кипятят 10 мин. Полученный раствор фильтруют через капроновую ткань. Изделия из рога или части их помещают в теплый (40 — 50°С) красящий раствор на 10 — 20 мин. Для удаления с поверхности рога излишков красителей изделия промываются холодной проточной водой. Сушка производится при комнатной температуре с целью предотвращения деформации. Недостатком основных красителей является подверженность их выгоранию.

Глубинное окрашивание
Плотность кости и содержание в ней большого количества жировых веществ значительно затрудняют проникновение красителя в глубь кости, прокрашивание ее на большую глубину. В связи с этим кость для окрашивания выбирают особенно тщательно. Пластины кости не должны иметь заметные жировые пятна (серо-желтые потемнения на животной кости). Наиболее легко (без дефектов) окрашиваются пластины кости до 3 мм, поэтому рекомендуется заготовку пластины максимально приблизить к желаемому размеру.

Глубинное окрашивание предусматривает предварительное обезжиривание кости кальцинированной содой. Обезжиривание проводится в эмалированной посуде. На 2 — 3 л. воды расходуется 50 г. соды. Раствор с костью доводят до кипения и держат на огне 5 — 7 ч. По окончании процесса обезжиривания кость промывают теплой водой и сушат на открытых деревянных лотках.

Обезжиренные пластины связывают проволокой небольшими партиями и опускают в готовый красящий раствор. Конец проволоки зацепляют за край емкости. Раствор должен покрывать пластины полностью и хорошо омывать их (чтобы избежать «склеивания» пластин, их располагают вертикально или помешивают). Окрашивание производится в эмалированной или стеклянной посуде в течение 7 — 12 сут. Теплый раствор несколько ускоряет процесс.

Рецепты приготовления красителей дают нам пять ярко выраженных цветов — синий, желтый, фиолетовый, зеленый и коричневый и различные их оттенки в зависимости от концентрации растворов и процентного смешения красителей. Разводят красители в холодной воде.

Приготовление красителей
Составные части красителя синего цвета: медный купорос и аммиак или нашатырный спирт. Компоненты смешивают в воде в пропорции: 1 ч. купороса на 6 — 9 ч. воды. В раствор добавляют аммиак до получения темно-синего цвета Появление творожистого осадка предупреждает о недостатке в растворе аммиака.

Для получения красителя желтого цвета в воде в той же пропорции, что и в предыдущем рецепте, разводится хромпик (двуххромовокислый калий).

Зеленый краситель — производный от красителей синего и желтого. Приготовляют исходные красители отдельно и затем смешивают из расчета 2 ч. синего на 1 ч. желтого.

Фиолетовый краситель — раствор хлористого кобальта.

Коричневый — производный от желтого и фиолетового красителей (2 ч. фиолетового на 1 ч. желтого).

Автор: А.А.Абросимова. Н.И.Каплан. Т.Б.Митлянская. «Художественная резьба по дереву, кости и рогу». koptelovy.ru

Добавить комментарий