Равиль Акмаев и его народные скульптуры

Весной 2020 года в Донецке на набережной Кальмиуса установлен памятник Антону Павловичу Чехову отлитый из бронзы: Великий писатель сидит на стуле и смотрит в сторону своего родного Таганрога, на рядом стоящий журнальный столик присела любопытная чайка… 
Так художник и скульптор Равиль Акмаев запечатлел земляка, писателя и драматурга в год его 160-летия. Скульптурная композиция, органично расположена среди лавочек Набережной, которая сразу же увеличила посещаемость горожан именно в этой своей части, поблизости от моста по проспекту Ильича.

Художник
Говоря о начале своего творческого пути, Равиль Акмаев вспоминает юношеские годы, изостудию, преподавателя Ивана Кондратьевича Губского, но даже не останавливается на своих наградах и регалиях. Возможно, художник не считает их такими уж важными для себя, а может потому, что их перечисление займет достаточно много времени. Ведь на счету художника свыше полусотни персональных, республиканских и международных выставок, звание лауреата во множестве конкурсов и прочая, прочая.

Равиль Акмаев получил известность как художник-плакатист, в более зрелом творчестве большую часть своего времени стал посвящать станковой живописи, а еще позднее увлекся скульптурой в малых формах. Вот тут и оказалось, что таких форм не достаточно, а его творчество желают видеть в городском пространстве, так сказать, в натуральную величину.

История “Друга”
В мае 2014 года в Донецке, в самом начале бульвара Шевченко, возникла скульптурная композиция “Друг”, которая сразу пришлась по душе дончанам.

– Эта композиция была сделана мной как скульптурная миниатюра из пластилина, – рассказывает Равиль Акмаев. – Я ее включил в состав экспозиции моей выставки в галерее Арт-Донбасс. Во время открытия выставки мэр города Александр Лукьянченко обратил внимание на эту работу и поинтересовался – могу ли я выполнить ее крупнее?
Я сделал более крупный вариант, но Александр Алексеевич, увидев работу сказал, что имел ввиду совсем крупную работу. Такую, которую можно будет отлить в металле и установить на улице города. Задача меня заинтересовала, хотя я и не представлял сразу как смогу ее реализовать, так как размеры моей мастерской просто не позволяли выполнить полноразмерную модель в глине и гипсе, что необходимо литейщикам для последующего воплощения в металле.

Не смотря на серьезные технические ограничения автор нашел способ выполнения работы из пластилина! Не найдя в тот момент возможности отлить работу в Донецке, скульптор нашел подрядчиков в Харьковской области, и весной 2014 года, отлитая из латуни скульптура “Друг”, прибыла в Донецк – буквально чудом, учитывая возникающие повсюду блок-посты, начинающиеся обстрелы и другие военные действия на Донбассе.

Небольшой сквер в начале бульвара Шевченко между улицами Артема и Челюскинцев на тот момент был уже отлично благоустроен, однако не хватало каких-то индивидуальных и запоминающихся штрихов. Очень душевным акцентом стала скульптура “Друг”. Отлитый в латуни сентиментальный гражданин, прикрывающий собаку зонтиком от дождя – был очень тепло принят дончанами. Через какой-то год – казалось, что скульптура там стояла всегда, а без нее этот фрагмент города уже невозможно представить.

Чехов, Baby bum и другие идеи
Отвечая на вопрос о результатах работы над памятником Чехову, Равиль Акмаев обращает внимание на главное с его точки зрения:
– Я прихожу туда вечером и вижу людей, которые гуляют, прикасаются, фотографируют. Я вижу реакцию людей на эту скульптуру и понимаю, что она им нужна. Это и есть самая высокая оценка моей работы. Остальное – не важно.

Отливать памятник Чехову подрядилось донецкое производство, знаменитое производством колоколов. Несмотря на сложные времена, специалисты отлично справились с непростой задачей.

– Форма для отливки очень сложная, – рассказывает Равиль Акмаев, – поэтому отливали несколькими частями и соединяли с помощью аргонной сварки. Соединения подогнаны очень скрупулезно, швы заретушированы. Ребята молодцы!

Разговор о творческих планах, которых у художника масса, решили ограничить композицией “Baby bum”. Образ мамаши с коляской создан художником уже давно и запомнился очень многим. Его хорошо знают по рисункам и репродукциям, но и автору, и множеству неравнодушных к творчеству дончан – этот образ видится еще одной бронзовой скульптурой на Набережной Кальмиуса.

“Baby bum” так просится появиться в бронзе на улице города, что случись оказаться участником процесса обсуждения этой работы, любой дончанин неизбежно начнет ощущать, что скульптура уже стоит где-то на Набережной, и даже представит конкретное место ее расположения. Мастер готов приступить к работе буквально – “завтра”, но как обычно, вопрос упирается в средства, необходимые для реализации проекта. Металл, литье, транспортировка и прочие статьи расходов любого производственного процесса – никто не отменял.

Следует заметить, что на изготовление “Друга” и “Чехова” не истрачено ни копейки бюджетных денег! Так что скульптуры Равиля Акмаева можно считать народными – в самом широком понимании этого слова. Кампания по сбору средств для еще одной душевной городской скульптуры уже начата. Момент с экономической точки зрения совершенно не благоприятный. Впрочем, речь идет о Донецке, где о финансовом благополучии последние годы никто не говорит. Но даже в таких условиях дончанам хватает душевности заботится о красоте городских улиц, о скульптурах, которые будут потомками восприниматься как истинно народное творение.

С Равилем Акмаевым беседовал Евгений Лавриненко

Добавить комментарий