Большое развитие на Боспоре получили различные виды художественного ремесла.
Торевтика была одним из крупнейших вкладов Пантикапея в художественное творчество древности. Изготовлявшиеся в Пантикапее различного рода ювелирные изделия и художественная утварь предназначались не столько для знати боспорских городов, сколько для вождей из местных племен — сначала меотов и скифов, а позднее сарматов. Эти изделия отчасти аналогичны греческим образцам, как по форме, так и по содержанию, отчасти выполнены в духе античного искусства, но представляют сцены из жизни скифов; отчасти, наконец, всецело подражают скифским изделиям.
Первоклассные образцы пантикапейской торевтики были обнаружены в богатом скифском погребении, раскопанном в 1830 г. в Кульобском кургане под Керчью. Среди находок в этом кургане получили широкую известность золотые подвески и на них изображение головы Афины Фидия Парфенос, самое пожалуй точное воспроизведение прославленной скульптуры.
Там же найден сосуд из электра (золотой и серебряный сплав) с изображением сцен в рельефе из жизни скифов. Паитикапейский ювелир с исключительной точностью и тонкой наблюдательностью передал этнические особенности скифов: их лица, прически, одежду и оружие. Достойно внимания, что этот этнографический реализм имел место в художественном творчестве Пантикапея еще в 1-й половине IV в. до н. э., т. е. значительно ранее эллинистического времени, когда он стал характерной особенностью искусства Восточного Средиземноморья.
Из Кульобского кургана происходит также золотая рельефная фигура оленя, представленного в схеме прыжка; формы его сильно стилизованы в духе скифского искусства. На фигуре оленя, что нередко было свойственно скифскому искусству, помещены изображения зайца, льва и грифа. Однако стиль этих маленьких фигурок резко отличается от сильно стилизованных форм оленя, изобличая своим реализмом нескифскую работу; об этом же свидетельствует и греческая надпись на фигуре оленя.
В Кульобском кургане было найдено еще большое число бляшек и прорезных фигурок, выполненных в античном духе, но передающих сюжеты, связанные с скифской жизнью или скифскими представлениями. Таковы изображения богини с зеркалом, около которой стоит скиф, или прорезные фигурки грифов, сфинксов, скифских стрелков, а также Скиллы, которая, видимо, воспринималась скифами как их змееногая богиня.
С расцветом торевтики в IV в. до н.э. плотно связана монетная чеканка Пантикапея. Большой выразительностью и мастерством отличаются головы, так называемого Пана на лицевых сторонах золотых пантикапейских монет.
В первых веках н.э. в торевтике Пантикапея наблюдаются другие мотивы, навеянные новыми историческими условиями. Таковы изображения конного бога и конного царя в сцене адорации па погребальных золотых венцах, бляшки с сарматскими тамгаобразными значками и, наконец, типичные для этого времени ювелирные изделия полихромного стиля — золотые и серебряные поделки, украшенные инкрустацией из разноцветных камней, эмали или стекла.
При раскопках в Пантикапее и его окрестностях найден целый ряд деревянных предметов. В хорошей сохранности дошел саркофаг типа сундука или ларя, обнаруженный в кургане на Юз-Обе (под Керчью). Другой, близкий по типу саркофаг, найденный в Змеином кургане (в окрестностях Керчи), был украшен тонко вырезанными рельефными изображениями Геры и Аполлона.
К первым векам н.э. относятся саркофаги, подражающие архитектурным сооружениям в виде зданий с довольно крутыми двускатными кровлями, стоящих на высоких подиях, со стенками, украшенными приставными аркадами и пилястрами, т. е. мотивами сочетания декоративного ордера с арочной конструкцией, столь характерными для римской архитектуры. Саркофаги этого времени нередко украшались также терракотовыми или гипсовыми рельефами, представляющими фигуры Ниобидов, Эротов, трагические маски, протомы силенов и другие мотивы. По углам крышек таких саркофагов нередко ставились ажурные гипсовые акротерии.
Из дерева делались столики-трапезы, обломки которых иногда находят в склепах. Украшением одного из них служила деревянная голова пантеры с инкрустированными глазами, обнаруженная в склепе I в. н.э. во время раскопок под Керчью в 1948 г одного из курганов.
Обломки костяных облицовок какого-то предмета мебели, вероятно клины, были обнаружены в Кульобском кургане. По стилю они напоминают тончайшие вазовые росписи V в. до н. э. Сюжеты этих изображений типичны для греческого искусства: спор богинь, колесницы и прочее.
Терракотовые статуэтки, привозные и местной работы, обнаружены в значительном числе в Пантикапее. Для VI — I вв. до н.э. присуще преобладание античных типов. В 1-х веках н. э. встречаются гротескные фигуры демонов плодородия с подвесными конечностями.
В очень большом числе дошли до нас расписные вазы и их фрагменты. Для архаического времени характерны вазы из Коринфа, Родоса и Ионии, аттические чернофигурные, а в дальнейшем краснофигурные. Ввоз ваз из Аттики особенно усиливается в IV в. до н. э. Здесь весьма популярны боспорские пелики с изображениями на лицевой стороне сцен из мифов, связанных с причерноморскими странами, а именно мифов о борьбе аримаспов с грифами, битвы эллинов с амазонками, изображениями Аполлона на грифе или голов амазонки, ее коня и грифа.
На наиболее богато украшенных вазах главные фигуры иногда исполнялись в виде рельефов. Такова гидрия с изображением спора Афины и Посейдона за владычество над Аттикой, воспроизводящим знаменитую сцену на западном фронтоне Парфенона. Вероятно, в Пантикапее работал переселившийся туда аттический мастер Ксенофант; он украсил рельефами и росписью два арибаллических лекифа, изобразив на них сцены охоты конных и пеших персов.
Краснофигурные пелики IV в. до н. э. спровоцировали в III—II вв. до н. э. местные подражания — вазы, украшенные так называемой акварельной росписью. В Пантикапее в это время, как и в других центрах, исполнялись рельефные чаши по типу так называемых мегарских или делосских чаш.
Наконец, следует отметить находки в Пантикапее целого ряда резных камней, относящихся к различным периодам, среди них выделяются работы знаменитого резчика Дексамена с острова Хиоса 2-й половины V в. до н.э.
Главные памятники искусства Боспорского государства были сосредоточены в его столице — Пантикапее. Однако и в других боспорских городах встречались достойные внимания произведения искусства.
Одним из значительных городов в Боспорском государстве была Феодосия. Раскопки курганного некрополя Феодосии дали выдающиеся произведения ювелирного искусства; таковы золотые подвески, украшенные богатыми разнообразными орнаментами и изображениями крылатой богини победы Ники, воина и квадриги, которые так малы по размерам, что их трудно рассмотреть невооруженным глазом.
Из Мирмикия, небольшого города к северо-востоку от Пантикапея, происходит монументальный саркофаг с рельефами на боковых стенках и с изваяниями возлежащих покойных на крышке, аналогичный по типу римским саркофагам.
В Нимфее — городе на юге от Пантикапея — был обнаружен склеп примерно II в. н.э. с рельефными изображениями голов Пана, Силена, и Афины, которые отличаются грубоватой экспрессией, свидетельствующей о сильной переработке античных мифологических образов/
При производившихся раскопках укрепленных поселений первых веков н.э. около деревень Ивановка и Тасуново (на Керченском полуострове) обнаружены терракотовые фигурки местной работы, отличающиеся схематизмом и примитивностью.
Таково весьма разнохарактерное искусство Пантикапея и других боспорских городов. Оно возникло на античной основе; в него вошли многочисленные произведения, отчасти привезенные из метрополии, отчасти являющиеся воспроизведением средиземноморских прототипов или творчеством в духе последних, а также художественные произведения, навеянные культурой местных племен или же сочетающие античные и местные элементы. С наибольшей яркостью это искусство проявилось в зодчестве и торевтике.
Крупным центром Крыма античного времени был Херсонес, основанный, вероятно, в 421 г. до н.э. Его раскопки познакомили с целым рядом построек римского и эллинистического времени: стенами крепостей с башнями и воротами, сложенными из хорошо отесанных каменных квадров, жилыми домами, имеющими характерную для греческих жилищ планировку с внутренним двором, вокруг которого располагаются комнаты. В одном из этих домов обнаружена ванная комната с мозаичным изображением двух обнаженных женщин, моющихся около лутерия.
В Херсонесе найдено значительное количество скульптур, главным образом надгробных памятников 1-х веков н.э. В отличие от Боспора в этих скульптурных изваяниях покойники представлены в классической одежде, что свидетельствует о более прочном сохранении античных обычаев по сравнению с Боспором, испытывавшим в те времена заметное воздействие сарматов. В Херсонесе были мастерские, где изготовлялась художественная керамика, в том числе терракотовые большие статуэтки.
В окрестностях Херсонеса, на Гераклейском полуострове, известен ряд сельскохозяйственный усадеб с укрепленными домами.
На берегу южного Крыма находится небольшая крепость Харакс, первоначально сооруженная таврами, а впоследствии занятая римским гарнизоном, стоявшим там примерно с середины I в. н. э. вплоть до середины III в. н. э. Раскопками этой крепости обнаружены оборонительные сооружения, большой бассейн Нимфей и термы.
Около крепости находилось святилище фракийских богов, сооруженное бенефициариями; в нем обнаружены небольшие посвятительные рельефы с изображениями фракийского всадника, Мифры, Диониса, Гермеса, Гекаты и Артемиды. Эти рельефы по своему характеру напоминают аналогичные памятники из римских поселений на Дунае.