К началу 2014 года Гильдия кузнецов Донбасса находилась на пике своей активности. Впечатляющими темпами развивался проект Парк кованых фигур, авторитетом и популярностью пользовался одноименный кузнечный фестиваль, уже ставший традиционным для Донецка, в ряды гильдии почитали за честь вступить мастера не только Донбасса. Но события теперь уже десятилетней давности разделили жизнь миллионов людей, как это принято говорить – «на до и после». «Круглая» годовщина — вполне серьезный повод, чтоб оглянуться на очень непростое десятилетие, выпавшее на долю Донбасса, а значит и кузнецов, которые прославляли край своим творчеством и трудом.
Подорванные перспективы
2014 год для кузнецов Донбасса ожидался очень насыщенным. Еще весной была практически закончена верстка нового альбома «Парк кованых фигур». Гильдия совместно с коммерческим партнером подвела итоги конкурса эскизов кованых скульптур. Активно продолжалась подготовка к международной выставке художественного металла «Время. Состояние. Рок.» Реализовались многие другие крупные и не очень мероприятия.
Однако, весна того памятного года пришла на Донбасс вместе с войной. Многим творческим планам и не суждено было воплотиться. Приток заказов к кузнецам стал иссякать. У многих мастеров остро стали вопросы безопасности семьи, у некоторых технически не было возможности работать. В этот период обстрелами был уничтожен механический цех крупнейшего в регионе кузнечного предприятия «Гефест» в Донецке, разбита кузница Владимира Смелянского в Луганске, некоторые кузнецы пошли в ополчение, кому-то пришлось покинуть родные места.
Голуби мира и фестиваль
Летом 2014 года Донецк опустел. Близился сентябрь – месяц традиционного кузнечного фестиваля. Среди тех, кто очень хотел мира и верил в победу здравого смысла в первых рядах были и кузнецы. Темой предстоящего фестиваля, перспективы проведения которого были в густом «тумане», были объявлены «Голуби мира». Этот призыв, запущенный через кузнечные сообщества в Сети, поддержали десятки мастеров из разных стран.
На биеннале в Ульяновске голуби для Донецка стали главной темой. Специальную акцию провели мастера Санкт-Петербурга. Ковали голубей в Австрии, Германии, Голландии, Израиле, Норвегии, России и других странах. Специальный конкурс детского рисунка провели в детском морском лагере «Сопино». В Донецк «слетелась» огромная стая авторских работ от тех мастеров, кто всей душой желал мира Донбассу. Спустя год все эти голуби наполнили собой композицию «Спаси и Сохрани» в Парке кованых фигур.
В последние выходные августа в Донецке празднуются День города и День шахтера. Это по-настоящему народные праздники, которые ждут, к которым готовятся. В 2014 году организовывать празднование было не только опасно, но и не совсем понятно – для кого? Поэтому город празднование не проводил.
Но кузнецы все-таки рискнули провести акцию. По случаю главных городских праздников в Парке кованых фигур мастера организовали выездную ковку. Любой из немногочисленных посетителей Парка мог вместе с кузнецом выковать маленького голубка и оставить себе на память.
О том, что наиболее запомнилось в акции «Голуби мира» Сайт о металле спросил у ее инициатора – председателя Гильдии кузнецов Донбасса Виктора Бурдука.
– Эмоции людей! На лицах тех, кто оказался в Парке кованых фигур, читались и вера, и надежда, и любовь! А выкованные голубки принимались в дар как великая драгоценность. Выразить словами те чувства, которые меня переполняли в тот момент – просто невозможно!
Реакция людей ответила на все вопросы. Люди устали от грохота канонады, им хотелось хоть на минуты вернуться к своей обычной жизни. И кузнец, который продолжает творить не смотря ни на что, давал осязаемую надежду, а кованый голубок безусловно становился оберегом.
Мастера решили продолжать акции каждую субботу, вплоть до фестиваля, который предстояло обязательно провести. И продолжая тему «Голубей мира», Гильдия кузнецов Донбасса учредила специальную медаль «Кованый голубь мира» для кузнецов, которые примут участие в этом особенном фестивале.
Сайт о металле: Виктор Иванович, что для вас стало самым ярким впечатлением об этом необычном фестивале?
– Да, фестиваль был необычным, а для нас самих и неожиданно ярким. Мы уже привыкли к двухдневной фестивальной программе, и когда она, пусть и с некоторыми сокращениями, вложилась в один день, то оказалась очень насыщенной. Но самым ярким впечатлением все равно осталась реакция людей, их искренние глаза и слова благодарности за этот островок творчества, мира и добра, который возник на несколько часов в пространстве, уже накрытом мрачной тенью войны. Такого огромного потока добрых людских эмоций я не испытывал никогда в жизни. Взгляды людей проникали куда-то в глубину. Наверное о таких эмоциях и говорят, что они «проникают в самое сердце». Именно на этом фестивале и возникло понимание, что наши работа и творчество нужны людям. А это понимание потом давало силы на проведение последующих фестивалей, что называется – «не смотря ни на что».
Примечательно, что с начала боевых действий на Донбассе кузнечный фестиваль стал первым культурно-массовым событием в Донецке. Но буквально следом стали открываться театральные сезоны и проводиться многие другие культурные события. К сожалению, долгие годы кризиса были еще впереди.
Часовня Космы и Дамиана
Пожалуй каждый из фестивалей этого сложного периода является уникальным, также как и композиции, которые возникли в Парке кованых фигур в эти годы. Но юбилейный двадцатый кузнечный фестиваль «умягчения злых сердец» достоин особого внимания.
Подготовка к двадцатому традиционному фестивалю как обычно началась заблаговременно. Возможно еще более щепетильно, чем обычно автор проекта Парк кованых фигур Виктор Бурдук подошел к выбору темы. В одном из обсуждений очень сложную, но благодатную тему Виктору Ивановичу предложил донбасский богатырь Дмитрий Халаджи – создание обыденной часовни.
Обыденная часовня – это храм, который сооружается сообществом единомышленников за один день. Обыденные храмы создаются как символы божественной помощи и заступничества за верующих людей. Мастера Гильдии кузнецов Донбасса поддержали идею создания часовни собственными усилиями и усердием за собственные средства. А посвятить эту часовню решили святым чудотворцам Косме и Дамиану, которых кузнецы почитают своими покровителями.
Как только в Сети была опубликована творческая тема предстоящего фестиваля, известный кузнец из Санкт-Петербурга Владимир Сохоневич предложил свой эскизный проект. Мысль о создании кованой часовни покровителей кузнечного ремесла была у мастера давно, однако реализовать такой проект так никто и не решился.
В каркасе и дверях часовни эскиз предусматривал ячейки, которые заполнили авторскими работами кузнецов-единомышленников из разных регионов, символизирующими идеи христианства, мира и добра.
Более трогательного и торжественного закрытия фестиваля не припомнил никто!
К окончанию дня часовня, которая возводилась непосредственно на глазах у многочисленных зрителей, ожидала своего освящения. Церемония закрытия фестиваля органично включила в себя этот обряд и первый молебен нового культового сооружения. Отец Никита выступил перед огромным количеством собравшихся, передав благословение митрополита и рассказав о том, какое благое дело сделали мастера.
Состоялся водосвятный молебен, после которого участники фестиваля запечатлелись на коллективном фото около часовни святых бессребреников Космы и Дамиана – итога их творческого и бескорыстного труда.
Парк кованых фигур в сложные годы
В сложные годы в Парке кованых фигур добавилось не слишком много работ. Однако, все они оказались очень знаковыми и масштабными: композиции «Спаси и Сохрани», «Перекуем Мечи на Орала», «Не зло победит зло…» – заставляют задуматься, а скульптуры с кинетической составляющей – «150», «Донецкая Пальма», «100 лет ДонНТУ», – несут в себе творческий вызов и будоражат воображение.
Парк же в эти трудные годы и смотря ни на что не пришел в запустение, а напротив в 2023 году превратился в экспозиционный отдел Художественного музея «Арт-Донбасс», тем самым выйдя на новый виток своей истории.
Еще одно кузнечное чудо в последние годы начало происходить в Луганске, где вдохновленный примером донецкого проекта мастер Олег Безуглов изготовил и разместил в городском пространстве целый ряд арт-объектов художественного металла.
Итоги двух пятилеток
Так что совершенно обоснованно можно говорить, о том что испытания, выпавшие на долю мастеров Донетчины и Луганщины, выдержаны достойно. И в 2023 году Гильдия кузнецов Донбасса не только всем сохранившимся личным составом влилась в ряды Гильдии кузнецов России как ее территориальное отделение, но и успела принять участие во Всероссийских проектах.
Все знают, что после ковки и обработки клинка кузнец производит его закаливание. Так достигаются лучшие характеристики будущего изделия, которые позволяют и режущую кромку сделать острой, и клинок прочным. Физика процесса подразумевает очень жесткие температурные режимы. Для тех, кто хоть в общих чертах представляет себе ситуацию в Донбассе, аналогии закалки металла с жизнью и деятельностью кузнецов Донбасса напрашиваются сами. И про последние десять лет можно сказать, перефразируя крылатую фразу: «Есть время ковать металл, а есть время его закалять.»